ПРИТЯЖЕНИЕ ДИНАСТИИ

Локомотивную династию Матюхиных в Лисках успешно продолжают её наследники.

Портреты родоначальников этой династии уважительно размещены в музее истории локомотивного депо, отметившего нынешней осенью своё 150-летие. А наследники их трудовой славы, инженер по организации и нормированию труда сервисного локомотивного депо Лиски Юлия Баранова (Матюхина) и её сын Дмитрий, работающий здесь же инженером по бракам, с нескрываемой гордостью рассказывают о своих родовых корнях, подчёркивая их незримое влияние на выбор собственных профессий.

— Духом железной дороги была пропитана жизнь всей нашей семьи, — вспоминает Юлия Александровна. – Примером преданности депо и своей профессии машиниста электровоза, конечно же, был мой отец Александр Валентинович. В 18 лет он начал слесарем локомотивного депо «лечить» тепловозы, а потом до самой пенсии машинистом водил электровозы. И даже на заслуженном отдыхе около 5 лет продолжал трудиться машинистом в резерве. Но из рассказов бабушки мы, дети, хорошо знали глубинные истоки локомотивной фамилии Матюхиных.

Фамилия Матюхиных стала известна в локомотивном депо Лиски ещё в конце 19 века. Прадед Юлии Александровны, Никита Игнатьевич Матюхин, пришёл на «железку» вслед за своим отцом после гражданской войны 18-летним юношей. Сначала работал рассыльным в кондукторском резерве, затем трудился на станции Лиски на контрольном посту. В 1931 году пришёл в паровозное депо и стал рабочим по ремонту подвижного состава. В годы первых пятилеток железнодорожный узел Лиски испытывал острый дефицит локомотивной тяги, и Никита Игнатьевич вместе с товарищами отыскал и поднял из Дона паровоз, затопленный белогвардейцами в реке при отступлении от Лисок. Отремонтировав его, поставили на рельсы, заставив служить магистрали. В канун Великой Отечественной войны водил поезда сначала кочегаром паровоза, а потом и машинистом. В 1942 году, когда гитлеровцы вплотную подошли к лискинскому Дону, он добровольцем ушёл на фронт, и родные целый год ничего не знали о его судьбе. Но перед разгромом немцев под Сталинградом бойца-железнодорожника из фронта окопного переместили на рельсовый фронт водить воинские эшелоны к крепости на Волге, а затем и к Курской дуге.

— Его сын, а мой дедушка Валентин Никитович Матюхин, — продолжает рассказ Юлия Александровна, — унаследовал железнодорожную профессию от своего отца и ещё подростком стал работать в нашем локомотивном депо слесарем, помощником машиниста, а затем и машинистом. Их руками и трудом на станции Лиски были осуществлены три технические революции – переход с паровозной тяги на тепловозную, а потом и на электрическую.

Крепкую мужскую линию на железной дороге укрепляли и женщины семьи. «Моя прабабушка Евдокия Стефановна и бабушка Мария Стефановна всю жизнь трудились стрелочницами на станции Лиски, — рассказывает Юлия Матюхина. – И теперь я понимаю, почему наши Лиски называют самым железнодорожным городом России. Ведь наша семейная династия железнодорожников далеко не единственная на железнодорожном узле».

В богатство своей железнодорожной родословной Юлия внесла и свою лепту. Окончив хорошисткой школу №4, поступила в РГТУПС на отделение бухгалтерского учёта и аудита и дипломированным специалистом пришла в сервисное локомотивное депо продолжить династию своих предков. Активно участвует в профсоюзной жизни предприятия, за что к юбилею депо была отмечена почётной грамотой дорожной профсоюзной организации. Её сестра Наталья тоже от железной дороги не оторвалась – работает бухгалтером на заводе «Спецжелезобетон», снабжающем железные дороги страны высокопрочными железобетонными шпалами. И своему сыну Дмитрию Илии не пришлось подсказывать выбор жизненного пути: окончив профильный университет, юноша трудится в депо своих дедов и прапрадедов. «В этих ремонтных цехах живёт дух наших предков», — с гордостью за свою династию говорят сын и мама.

Николай КАРДАШОВ

Фото автора

Оставьте комментарий